Малка Лоренц (MalkaLorenz).
С тех пор как человек взял в руки палку-копалку(зачеркнуто) соцсети стали использоваться для продвижения и для прямых продаж, стало как-то забываться, для чего они, собственно, создавались. Молодой динамичный маркетолог Паша, нанятый вести страницы молодой динамичной компании по продаже эксклюзивных бейсболок ручной работы поначалу уверен, что все остальные страницы принадлежат таким же молодым и динамичным (в крайнем случае — солидным и проверенным временем) и ведутся такими же квалифицированными специалистами за три копейки (зачеркнуто). То есть этот способный юноша видит соцсеть исключительно как торговую площадку и бывает немного удивлен, когда вдруг выясняется, что абсолютное большинство профилей принадлежит физлицам без малейшего намека на коммерческую деятельность.
Ну компания понятно, компания продает товар, рассуждает он. Со мной тоже понятно, я тут корячусь за зарплату или за процент. А эти-то все, они что здесь делают? Они даром, что ли, здесь тусуются? Сидят пишут чего-то, время тратят, просто так, без всякой цели? Дураки какие-то.
Прежде всего динамичному Паше следовало бы знать, что соцсети — это в первую очередь контент, без контента это была бы газета объявлений, где он продал бы в лучшем случае четыре бейсболки в год. И контент в соцсетях создается не Пашами. Он создается именно теми пользователями, у которых нет цели что-то продать. У них даже нет цели создать контент. У них вообще совсем другие цели.
Кроме того, Паша должен понимать, что все эти люди — его потенциальные клиенты. Они ничего не продают, но это не значит, что они ничего не покупают.
Соцсети и вообще Интернет изначально создавались не для коммерции. Это не тот случай, когда сперва открывается шопинг-центр, а потом он обрастает кофейнями, где люди сидят трындят в перерывах между покупками. Это скорее ситуация, когда народ привык собираться где-нибудь в парке и обсуждать новости, и вскоре туда подтянулись лотошники, балалаечники и гадалки, в расчете на то, что когда народ наговорится между собой — он проголодается, заскучает и задумается о будущем.
Зачем народ привык собираться в парке — тоже не бином Ньютона. Народ там ищет то, чего он лишен дома. Женщина идет в парк выгуливать наряды: дома у нее изверг-муж и неблагодарные дети, которым одинаково наплевать на то, как она прекрасна. Мужчина отправляется туда высказать те три с половиной бесценных мысли, которые он накопил бессонными ночами, сторожа автостоянку, и которые не желает выслушивать никто из его семьи, включая парализованного дедушку. Оба они бесконечно одиноки и никем не поняты, а ведь в каждом из них переливается гранями целый удивительный мир. Вот этот мир они и приносят на эту ярмарку, тем более что это бесплатно и практически ненаказуемо.
Пользователи соцсетей делятся на три вида — пишущие, комментирующие и чисто читающие, ридонли. Первые и вторые создают контент, без них не было бы трафика. Ридонли ничего не создают, кроме самого трафика, это потребители контента. Динамичному Паше на заметку: потребитель — это такой чувак, который любит потреблять. Кто потребляет контент, тот и Пашины бейсболки схавает, чисто по инерции. Каждый блогер, постящий рекламу, знает — комментаторы по ссылкам не ходят, они не покупать пришли, а самовыразиться. Покупатель не комментирует, покупатель покупает. Покупают ридонли, а пишущие и комментирующие создают движняк, их приманивающий.
Пользователи пишущие и пользователи комментирующие отличаются друг от друга лишь формально, чтобы не сказать количественно. Мотивы и стратегии у них абсолютно одни и те же, просто первые условно умеют писать, а вторые нет. Условно умеющий писать топикстартер выдает какой-нибудь мессидж, иногда даже художественное высказывание, а порой аж целый манифест. Мотивы им движут самые базовые, в осточертевшей всем уже пирамиде Маслоу они располагались бы примерно между пищей и безопасностью, если бы были там вообще учтены. Речь идет о главном атрибуте комфортной экзистенции, кратко выражаемом формулой «Я есть». При расшифровке это заявление распадается на три составляющих: «Я прав», «Я важен» и «Я хорош». Любая мыслеформа, сгенерированная топикстартером, сводится к этим трем утверждениям, безотносительно того, хвастается он или жалуется, или вообще рассуждает на абстрактные темы. За этим стоит одна цель — хоть на краткий миг сделаться видимым, вынырнуть из небытия и ощутить свою ценность.
Блогеры мужского пола обычно слабо одарены филологически (многословие у мужчины — это либо профессия, либо диагноз, причем второе чаще), поэтому содержание у них превалирует над формой (форма обычно ни к черту). Среди них различают следующие виды: 1.пророк, 2.философ, 3.скептик, 4.балагур и 5.сварливый дурак.
Пророк пишет исключительно о политике, схема такая: президент США опять совершил какую-то глупость, спросил бы меня, я бы ему рассказал как надо, но он не спросил и теперь мы все умрем. Смысл мессиджа прозрачен — я не пустое место, а я мудрец и храбрец.
Философ пишет о чем попало, но сложноподчиненными предложениями (иногда даже согласованными между собой). Пост содержит цитаты и отсылки, а также инсайты и озарения и заканчивается каким-нибудь ошеломительным обобщением. Например: коты радуют глаз и приятны на ощупь (два экрана аналитики с примерами), ergo, Господь создал котов нам в утешение. Смысл тот же, что и у предыдущего оратора — я один дотумкал, зачем коты, я красава.
Скептик и балагур схожи тем, что высказываются в юмористическом ключе. Различаются они количеством орфографических ошибок — у скептика их обычно на порядок меньше. Кроме того, балагур, как правило, гораздо глупее. До глобальных тем оба не снисходят, предпочитая, так сказать, кружево жизни.
Балагур: стоял я тут в очереди в аптеке, аптекарша еле двигалась — наверно, обдолбалась препаратами.
Скептик: стоял в очереди в аптеке, аптекарша еле двигалась, хотя я бы на ее месте не двигался вообще. Первый демонстрирует удаль и кураж, второй усталую мудрость. На самом деле оба демонстрируют свой тестостерон.
Сварливый дурак такими тонкостями не заморачивается, а просто несет злобную чушь, будучи при этом предельно краток в силу малограмотности. Его типовой речевой модуль — «Аптекарша сегодня еле двигалась, вот падла, так бы и зарядил с ноги». Это самый простодушный тип юзера, незнакомый с рефлексией, из таких народных глубин, что глубже только преисподняя. Но и этот кривой росток тянется к небесам, сообщая «Вот я, Господи» неповоротливым своим языком.
Напоминаю, что здесь мы рассматриваем только тех пользователей соцсетей, которые ничего не продают, кроме своего внутреннего мира, и вообще не преследуют никаких практических задач, а только манифестируют факт своего существования. Даже те из них, кто стремится к рейтингу, не имеют с этого рейтинга никакой прибыли, кроме сладостного чувства собственной крутизны.
Блогеры женского пола бывают трех видов: летописцы, ювелиры и те, кто постит фоточки. Ни к одному из этих слов невозможно подобрать феминитив (нет, ювелирка это не самка ювелира, а ювелирные изделия), поэтому оставим как есть.
Блогерка-летописец создает летопись собственной жизни, это тот формат личного дневника, с которого изначально стартовала блогосфера как явление. Испекла мужу ватрушку, муж ушел к другой, ходила утешаться в музей, дерзко купила новое пальто, попала под дождь, денег нет, муж заходил, но на ночь не остался. В этом сериале чаще всего нет даже самолюбования, этим больше грешат постительницы фоточек, это даже не поиск смысла — это протест против бессмысленности, попытка структурировать хаос если не в гармонию, то хотя бы в нарратив. Я есть, я что-то значу и вообще-то я хорошая — так это звучит в сжатом виде.
Блогерка-ювелир занята тем, что создает красивое. Ей не важна непрерывность сюжета, она выбирает из него мало-мальски годные фрагменты, подвергает их огранке и шлифовке и помещает в оправу, получая в итоге как минимум авторскую бижутерию, а в отдельных случаях даже действительно драгоценное изделие. Так рождаются записи с максимальным индексом цитирования. Поскольку тяга к прекрасному не предполагает автоматически ни образования, ни вкуса, а прекрасно функционирует сама по себе, то 90 процентов этой сверкающей продукции имеет форму эссе с финалом типа «…и она поняла, что важнее детей нет ничего на свете» или мини-рассказов про бабушку Аграфену, приютившую одноногую собачку. Смысл у этой деятельности такой же, как у вышивания крестиком и вообще у любого творчества: вон чего я создал — стало быть, я важен, хорош и прав.
Блогерка, постящая фоточки, может принадлежать к любой из этих двух ветвей, с той разницей, что свой нарратив и креатив она предъявляет в другом формате. Цель та же: я_на_даче_я_на_трамвайной_остановке_мой_салат_оливье — визуальный ряд как бы фиксирует течение жизни, берет ее в берега, делает реальной, а значит — ценной. Фоточки системы росинка_на_травинке — это авторская бижутерия, самопрезентация через созидание.
Авторов и комментаторов традиционно принято представлять как два отдельных биологических вида — одни пишут, а вторые всего лишь отпускают замечания. На самом деле разница чисто количественная — пишут и те и другие, просто комментаторы пишут а) не тридцать фраз, а одну-две и б) не из головы, а на заданную тему (хотя бывает всякое). Этим различия исчерпываются. У комментирующих ровно те же мотивы и соображения, что и у топикстартера — им нужно прозвучать. Сообщить миру, что они существуют и заодно самим в этом убедиться.
Например, женщина пишет пост про то, как от нее ушел муж и как она безутешна по этому поводу.
В комментах будет краеведческий музей.
«А мой-то за мной как ниточка за иголочкой!»
«Да на фига он нужен, вот я вообще без мужа и мне норм!»
«Ты посмотри на себя, от тебя любой уйдет!»
«Я тоже была безутешна, а потом увлеклась лыжами и все прошло!»
«Все прекрасное когда-то заканчивается, и только стремительный бег времени глубоко в сердце бла-бла-бла…»
«Вы должны понять свое Предназначение, увидеть свой Путь!»
«Это ко мне он ушел, а ты гори в аду!»
Но у комментаторов есть еще одна важная миссия. Когда человек говорит «Я есть, я тут!» — его должен кто-то услышать, а в идеале — отозваться. Он-то, конечно, надеется, что отзовутся Небеса, но увы. От Небес даже такого пустяка хрен дождешься, и тут происходит чудо: в наступившей тишине в ответ звучит другое «Я здесь». И еще одно, и еще. Целый хор. И человек видит, что он не один, что у кучи народу та же беда, они так же взывают и хотят быть увиденными, то есть их теперь целая компания.
Это то, что имеют в виду те, кто говорит, что пользуется соцсетями ради общения.
Вокруг есть люди, они меня видят, и им есть до меня дело, радуется блогер. Ergo, я существую, думает он.
Лови момент, Паша. Самое время продать ему бейсболку.
Малка Лоренц (MalkaLorenz) , TexTerra, август 2021 г.
Другие статьи Малка Лоренц (MalkaLorenz)
Малка Лоренц (MalkaLorenz) «Вредные» советы мужчинам
Как вести себя на первом свидании, чтобы оно не стало последним
Другие посты Малка Лоренц (MalkaLorenz) ВК Дзен и блоги Фейсбук и ЖЖ
Всегда быть в маске тра-ля-ля-ля
Macht frei: работа – самореализация или продажа жизни за кусок хлеба?
Me too: о культуре насилия и мужестве говорить откровенно
Зачем разлучница-судьба всегда любви помеха